Международная выставка

«BUILD A BRIDGE OF FRIENDSHIP. Современное искусство Кореи»



В мировом Арт-пространстве весна – время открытия Венецианской биеннале-2022. Владивосток, расположенный на другом конце материка, отзывается интересным международным проектом с девизом «BUILD A BRIDGE OF FRIENDSHIP» - строим мост дружбы. Во все времена, есть у искусства важная задача – не разрывать, а созидать, воссоздавать связи между культурами и народами, поддерживая целостность мира, формируя гармоничный культурный ландшафт, общую художественную среду. Этим проектом Приморская государственная картинная галерея продолжает знакомить владивостокскую публику с современным искусством Республики Корея.

Девиз выставки, предложенный корейской стороной, отражает наш совместный взгляд на миссию искусства и художественных галерей – соединять, людей, пространства и становиться мостом искусства.

Проект состоялся благодаря поддержке ООО «АХА МОТОРС» генерального директора ООО «АХА МОТОРС» Натальи Валерьевны Агафоненко, работе куратора проекта от компании г-на О Джанг Хвана, директора ООО УК «Бизнес лидер» г-на Ким Дже Кю, который взял на себя большой труд по обеспечению смысловой коммуникации в рамках всего периода работы над проектом. Организатором выставки в Корее выступила компания 4S Holdings Co, Ltd - директор Чжан Чан Оп. Xудожников во Владивостоке представляют сеульские галереи JN GALLERY, FILL GALLERY, Центр искусств Юйчжун.

Галереи сегодня не только продвигают художников, делая акцент на популяризации
искусства, но и позиционируются на арт-рынке. Выставка является частью проекта Приморской государственной картинной галереи, Аукционного дома «Раритет», Эндаумент-фонда ДАЛЬАРТ и представляет предаукционный показ Художественно-антикварного аукциона, который состоится в июне 2022 года. Все произведения выставки вошли а аукционный каталог – 2022, который доступен по QR – коду.

На выставке представлены работы одиннадцати художников из Сеула - более шестидесяти произведений, выполненных как в традиционных техниках западной живописи (холст, масло), графики (пастель, перо), так и в техниках работы с бумагой ручной работы «ханджи», которые характерны для корейского искусства. Все работы созданы в 2000-е годы.

В России растёт интерес к современному корейскому искусству, которое является частью мирового искусства. Выставки в Эрмитаже известных мастеров современного искусства Кореи – тому подтверждение. И в эти дни в рамках Венецианской биеннале - 2022 проходит ретроспектива представителя корейского жанра монохромной живописи тэнсэкхва Ха Чонг – Хёна.

В искусстве Кореи представлено большое разнообразие направлений и стилей. Академическая школа, которая сложилась в первой половине ХХ века до сих пор сохраняет влияние на молодых художников, наряду с подходами присущими направлениям «информель», «тансэкхва» и «минжун мисюль». С 1990-х преобладает концептуальный подход к работе над произведением. В искусстве 2000-х царит дух эксперимента.

Символизм «моста» в культурах разных народов всегда связан с созданием безопасного пути, преодолевающего противоречия и трудности. Владивосток – является точкой соприкосновения западной и восточной культур. Это особый город в российско-корейских отношениях. Исторически, во времена аннексии Кореи, здесь располагался один из центров национально-освободительного движения. Кажется не случайным, что в нескольких метрах от выставочных залов, где проходит выставка находится памятный знак в честь Ли Дон Хви – корейского национального героя. Наша выставка – это мост из Сеула во Владивосток.


Для художника Чон Ю Джин мосты Сеула стали источником вдохновения. Работы из этой серии впервые были представлены в сеульской галерее ARTSPACEBEN (2019) на выставке, название которой перекликается с названием нашего проекта. В работе «Мост Банпо и Джамсу» запечатлён легендарный мост через реку Хан, известный расположенным на нем фонтаном Радужного Лунного Света, занесённым в книгу рекордов Гиннесса, как самый длинный фонтан на мосту. Художник показывает нам это место не в его романтичном образе – с действующим фонтаном, а в зимнюю пору. Низководный мост Джамсу и построенный поверх него мост Банпо, написаны с воды. Отражение опор Банпо делают этот дуэт мостов подобным порталу между мирами, сквозь который открывается перспектива корейской столицы. В экспозиции представлена трилогия «Мост Ханнам», посвящённая ещё одному из 22 мостов Сеула. Сквозь арку моста художник любуется звёздным небом и городом, залитым огнями, отразившимися в водах реки Хан. Вид на балочную конструкцию моста Ханнам с удаляющейся перспективой арочных опор по своему монументальному величию превращают инженерное сооружение в храм. Цветовое решение – опора-арка залитая светом, охристо-золотисные тона с отдалёнными голубыми просветами - переводит образ моста в символическое измерение.

Для искусства Кореи характерно понимание современности как синтеза глобальных и традиционных ценностей.

В работах Ким Гён Иля, работающего в техниках западной живописи (масло, холст) новое развитие получают традиционные мотивы. Бамбук - символ изящества и совершенства на Востоке, художник пишет в необычном ракурсе. В работе «Лунный свет» это вид сверху на залитые лунным светом заросли бамбука. Тем самым художник переносит зрителя в сакральную точку восприятия мира. «Два ветра» и «Когда ветер внутри» - передают состояния, за которым опыт буддистской философии, культура медитативного постижения мира.

Пространство работ Хон Сон Чжуна многомерно и прозрачно-призрачно. Он использует различные приёмы для обозначения каждого из слоёв, экспериментирует с перспективой и формой.

Ким Кван Юн при создании произведений использует традиционную корейскую бумагу ханджи, изготавливаемую из шелковичного дерева, он лепит из неё объёмные цветы, покрывая ими квадрат за квадратом. Подобно представителям тансэкхва художник работает с бумагой так же, как монах упражняет свой разум и дух. Правда в отличии от монохромной живописи - тансэкхва 1960-х годов – у художника появляется цвет – квадраты, заполненные цветами – Красный, Синий, Фиолетовый. При этом, сам материал – бумага ханджи – остаётся символом связи с традиционной культурой, подобно использованию традиционного текстиля в творчестве Кимсуджа и До Хо Со - корейских художников получивших мировую известность. Или в работах Ким Мён Сук – с творчеством которой Приморская картинная галерея знакомила владивостокцев в 2019 году.

Ким Хён Гиль использует смешанные материалы и особые авторские техники для достижения большей выразительности при создании своих произведений. И это позволило ему выработать особый узнаваемый авторский стиль. Сложное вихрящееся и мерцающее пространство с эффектом живописной мозаики в работе «Чайка из Тонгёна», представляющей символ прибрежного города, делает её сказочным персонажем, а в работе из серии «Самый» - запоминающийся образ Художника, который творит свои миры вне времени и пространства.

Ким Чжон Хан представлен серией работ «Внутреннее пространство», которая знакомит с авторским подходом к созданию многослойного образа с использованием техник печатной графики. Основой для некоторых работ становятся гравюры с произведений любимых художников и сама работа в которой цветущий слой – графическое «LOVE» - это и признание в любви к творчеству Марка Шагала.

Ким Сон Чжин создает чувственные образы – «Незнакомка», «Застенчивость», «Нарциссизм», фокусируя внимание на губах. Изображенные гиперреалистично, они словно спорят с фотографией, но рождают свою живописную реальность в которой много эмоций и страсти.

Ю Мин Сок делает героями своих произведений персонажей легендарного мультсериала «Том и Джерри», сближая живопись и экранное искусство. В современном искусстве мультгерои – это аппеляция к чувствам, они вскрывают портал эмоциональных состояний из детства, предлагая смотреть на мир через призму искусства анимации.

В творчестве ученицы Ю Мин Сока - Ким Мин Джи главным персонажем становится «Babel Jenga». Десять произведений, каждое из которых – отдельная история: о мореплавании, о начальных временах и Судном дне. Художник отсылает нас к опыту популярной игры «Дженга» в которой игроки по очереди достают блоки из основания башни и кладут их наверх, делая её все более высокой и все менее устойчивой. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не заставит башню упасть. Игра медитативная и одновременно азартная, для неё требуется сноровка и стратегический подход. Игровой опыт зрителя становится частью восприятия произведения и помогает реконструировать смысл. Художник привносит в мир «Дженга» ещё одно измерение, дополняя композицию символическими образами. Так, на фоне узнаваемого образа Статуи Свободы она размещает на бруске-постаменте игрушечного Микки-Мауса. Внимательный зритель может проследить за тем, как формируется смысл, отыскивая новые связи между контекстовым образом и игрушечными культурными символами. Каждая новая история – предлагает свой микс, свои связи. Зритель, стоящий перед картиной и выискивающий все новые визуальные рифмы в какой-то момент может оказаться в том же семантическом пространстве, что и художник, в момент создания произведения.
Ким Мин Джи работает с образами-ассоциациями поданными в «игрушечном» безопасном формате. Через образы-ассоциации рассказывает о своих переживаниях, затрагивает темы хрупкость нашего мира, в котором несколько игроков с азартом играют в игру приближая последние времена…

Одна из важных тем, представленных на выставке - тема памяти и воспоминания. Она представлена в творчестве известного художника, преподавателя Университета Хонгик и молодого художника Сун Ву Бин.

Триптих Сео Бом Сока является примером концептуального искусства, художник вводит в мир своей идеи, предлагая нам ключ к пониманию тех задач, которые он решал в произведении «Память из «комплекса».
Память понимается художником как сложное взаимодействие с бессознательным. «Complexus» в переводе с латинского – связь, сочетание. В авторском пояснении упоминается философия Зигмунда Фрейда, в практике которого поиск связи в бессознательных ассоциациях завершался интерпретацией, которая затем подвергалась анализу. Художник превращает пространство холста в столкновение физического образа и беспредметного, извлекая их из внутреннего ландшафта своей души. Процесс работы над произведением одновременно является визуализацией существующих связей, их осознаванием и репрезентацией. Живопись становится средством выражения сложившихся ассоциаций в индивидуальном опыте памяти. Эмоциональность представленных произведений достигается этой внутренней связью, которая и является источником выражения и теперь уже может быть подвергнута внешней интерпретации. Так, спутниковая антенна на крыше здания словно подменяет собой луну, и графическое выражение феноменальных явлений осмысливается в контексте размышлений о культуре и цивилизации. И вместо любования луной – все внимание свету экранов телевизоров.
Возможно это то самое состояние про которое другой большой художник – поэт Хён Донг Чонг писал:
«Порой человек становится пейзажем,
который расцветает не то сам по себе,
не то на картине, созданной мною.
Постичь невозможно…»

Продолжает тему памяти и воспоминания серия графических работ молодого художника Чо Ву Бин. «Ёнчжонг» - название острова, который сегодня является частью аэропорта Инчхон. Жизнь там претерпела большие изменения. Художник «по памяти» восстанавливает мир, которого больше нет. Использование в произведении пера и бумаги ручной работы «ханджи» указывает на связь с традиционными ценностями. Художник вводит мотивы и образы из повседневной жизни корейцев. В небольших по размеру работах художник словно стремится охватить все жанры: натюрморт, интерьер, портрет, пейзажные зарисовки, небольшие жанровые сцены, изображая предметы повседневного обихода, жизнь простых людей. Изысканная линия пера и подчеркнутая тривиальность изображённой повседневности не «охлаждают», не «замораживают», а напротив освящают эту повседневность. Чувствуется тепло и внимательность взгляда художника, который скользит по домашней обстановке, близким людям, привычным вещам и жизненным сценам. Художник ностальгически вспоминает мир своего детства и он предстаёт перед нами словно образы черно-белой фотографии.


Мост – контрапункт между временами и пространствами, художественными мирами Дальнего Востока России и Республики Корея, Владивостока и Сеула. Для столицы ДФО - Владивостока «мосты» стали символами развития в ХХI веке. Пусть и наша выставка станет еще одним мостом в создании единого художественного пространства между нашими странами, людьми, городами, галереями.

СМИ о выставке